Оптовый отдел   Каталог   Розничный отдел
Рекомендации по приобретению товаров дистанционным способом
До недавнего времени малознакомая в нашей стране, но уже привычная в других странах дистанционная торговля с каждым годом завоевывает все большую популярность. Очень удобно, не покидая дом или офис, заказать и получить желаемый товар непосредственно по указанному вами адресу. Но поскольку дистанционный способ продажи товаров начал развиваться в нашей стране недавно, то, прежде всего, необходимо знать особенности, отличающие торговлю дистанционным способом от продажи товаров в обычных, привычных для нас магазинах.

Руководствуемся законом

Продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Продажа товаров дистанционным способом регулируется:

  • Гражданским Кодексом Российской Федерации;
  • Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон);
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее - Правила).

При совершении покупок дистанционным способом также следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.97 № 575 «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков».

В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; под продавцом понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров дистанционным способом.

Без доставки на дом

Перечень товаров, продаваемых дистанционным способом, и оказываемых в связи с такой продажей услуг определяется продавцом.

Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» утвержден соответствующий Перечень.

Например, к товарам, свободная реализация которых запрещена, относятся:

  • драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;
  • драгоценные камни и изделия из них;
  • спирт этиловый;
  • лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье).

В письме Роспотребнадзора от 12.10.2007 № 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением правил продажи товаров дистанционным способом» также указано, что ограничения, введенные п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, распространяются в целом и на продажу табачной продукции, поскольку регулирование деятельности по их розничной продаже осуществляется Федеральным законом от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

Имеем право на информацию

В соответствии с п. 8 Правил продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю следующую информацию:

  • об основных потребительских свойствах товара;
  • об адресе (месте нахождения) продавца;
  • о месте изготовления товара;
  • о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца;
  • о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке;
  • о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;
  • о порядке оплаты товара;
  • о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Организация, осуществляющая продажу товаров дистанционным способом, предоставляет покупателю каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар.

Информация о товарах доводится до сведения покупателя в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, путем нанесения маркировки или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Обязательства продавца

Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор.

В случае если покупатель передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в сообщении должны быть обязательно указаны:

  • полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;
  • наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара;
  • вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость;
  • обязательства покупателя.

В момент доставки товара продавец обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров - на русском языке):

  • наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
  • сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
  • цену в рублях и условия приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг);
  • сведения о гарантийном сроке, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • адрес (место нахождения), полное фирменное наименование (наименование) продавца;
  • сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги).

Вернуть товар можно!

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Продавец не вправе предлагать потребителю товары, не указанные в первоначальном предложении товаров к продаже.

Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

В случае если покупателю передается товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях.

Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором.

В случае возврата

При возврате товара ненадлежащего качества отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у продавца.

При возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате товара, в которых указываются:

  • полное фирменное наименование (наименование) продавца;
  • фамилия, имя, отчество покупателя;
  • наименование товара;
  • даты заключения договора и передачи товара;
  • сумма, подлежащая возврату;
  • подписи продавца и покупателя (представителя покупателя).

Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором.

В случае, если возврат суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, осуществляется не одновременно с возвратом товара покупателем, возврат указанной суммы осуществляется продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов:

  • наличными денежными средствами по месту нахождения продавца;
  • почтовым переводом;
  • путем перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем.

Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, несет продавец.

Необходимо предостеречь покупателей - в сфере торговли дистанционным способом есть и честные, и добросовестные продавцы, но встречаются и мошенники. При этом очень важно не только знать свои потребительские права, но суметь распознать недобросовестного продавца.

Удачных и приятных вам покупок!